Подростки мечтают работать курьерами и продавцами: почему у школьников нет
карьерных амбиций и как им помочь
Кандидат наук Чередилина: Выбирать профессию подросткам мешают иллюзии
Интересные результаты показал недавний социологический опрос: 13-17-летние хотят
работать… Не космонавтами, конечно, но и не банкирами, не программистами, не
начальниками. Поколение альфа (это дети, родившиеся с 2010-го) собирается стать
продавцами, официантами, кассирами, курьерами, барменами.
Р-р-раз - и много денег
Аргументы? Свободный график, неполный день и быстрый заработок. Стоп, но ведь это
профессии сложные физически, даже изматывающие. Попробуй отстоять смену у прилавка
или поколесить по городу с коробом за спиной. А еще есть риски (та же недостача), да и
заработок не сказать чтоб завидный. Кассиром на свое жилье, например, не заработать.
Неужели молодежь этого не понимает? Может, нет амбиций? Еще как есть! 80% из того же
опроса мечтают о высоком доходе.
Спросила коллег, у кого тоже подростки: как, мол, у ваших с карьерными устремлениями? У
одной 16-летний сын тоже собрался в кассиры - в интересный магазин для хобби. У другой
13-летка заявил: «Буду писателем». «Я ему: может, сначала получишь более стабильную
профессию, а уж потом творить будешь? Фыркает в ответ, - кипятится мама. - А я не готова
тащить на себе будущего Льва Толстого, пока не прославится!» У третьей дочь решила, что
ее призвание - быть аниматором. Но той только 8
- Выбрать профессию молодым людям нередко мешают иллюзии - о мире и о себе, - говорит
руководитель по экспертно-методической работе Фонда гуманитарных проектов, кандидат
педагогических наук Мария Чередилина. - Развеять их могут помочь взрослые.
Мешают иллюзии
А что за иллюзии? По словам педагога, формированию иллюзий способствует узкий кругозор
- когда человек мало что знает о мире профессий. Как это поправить? Быть активным, искать
информацию, анализировать.
Низкий интерес к себе, самопознанию, «застревание» в общении только со сверстниками
приводит к иллюзиям о своих способностях и возможностях. Хорошо бы, чтобы ребенок не
боялся задавать вопросы тем, кто старше, - что у вас за профессия, почему именно ее
выбрали, как осваивали, довольны ли. Такие разговоры легко складываются со взрослыми,
которым подросток доверяет. Поэтому родителям важно не терять контакт с ребенком в
любом возрасте, советует эксперт.
А еще бывает так: посмотрел кино про адвоката (циркача, повара и пр.), и в голове
сложилось романтизированное представление, как это круто, и иллюзии о содержании
профессии, как ей учиться, насколько она доступна, как там строить карьеру.
- Подросток может думать, что стать кем-то очень легко. Или, наоборот, что он никогда не
станет тем же айтишником, пилотом самолета, спортсменом… - говорит Мария Чередилина.
Можно ли помочь ребенку выбрать профессию правильно, не впадая в иллюзии?
- Классическая формула выбора - «хочу, могу, надо», - объяснила собеседница. - Мы
анализируем: «хочу» - это мои желания, мечты, интересы. «Могу» - способности,
склонности, успешность - где я хорош. «Надо» - то, за что платят деньги и есть рабочие
места. Считается, что на стыке этих трех сфер есть общая область - так сказать, идеальная
профессия, когда ты делаешь то, что любишь, и получаешь за это вознаграждение. Это дает
ощущение баланса в жизни, счастья.
Также важно искать профессию, где будут реализованы самые сильные стороны человека. А
еще - чтобы не было конфликта ценностного. Например, работать на компанию,
производящую или торгующую сигаретами или алкоголем, значит косвенно помогать кому-
то губить себя вредными привычками.
Есть социально значимые профессии (создавать безопасность и комфорт для других),
профессии служения - военная, врачебная, работа в некоммерческих организациях. Но там не
очень высокие зарплаты. Можно быть и домохозяйкой, посвятить себя воспитанию детей -
это тоже выбор.
Главное - чтобы сложилась цельная картина, какие есть риски и возможности, плюсы и
минусы.
КСТАТИ
Хорошим помощником может стать федеральный проект профориентации «Билет в
будущее». Он позволяет школьникам посещать работодателей и общаться с
профессионалами. Когда видишь все своими глазами, проще понять, твое или нет. А заодно
можно узнать из первых рук, как попадают в профессию, какие есть траектории внутри нее,
возможности роста. У школ есть квота на такие поездки, уточняйте у классного
руководителя.
Есть курс внеурочной деятельности «Россия, мои горизонты» от Фонда гуманитарных
проектов и его партнеров. Школьникам предоставляют информацию о профессиях и их
востребованности. Есть, например, общее направление - медицина, а внутри много разных
позиций - от медсестры до научных сотрудников.
Также есть консультации профориентологов - индивидуальные и групповые, специальные
игры, диагностики, профпробы, тренинги, стажировки. Их можно найти, например, при
центрах «Моя работа», а также онлайн.