О ней написать бы повесть,
Рассказывать снова и заново.
Кто она? Это не новость.
Ольга Георгиевна Суханова.
Целью её жизни было – творить добро, учить детей только всему доброму и хорошему. Говорят: «Роди ребёнка, посади дерево, построй дом – тогда ты Человек». Ольга Георгиевна родила троих детей, посадила со своими питомцами столько деревьев, что и не сосчитать, построила дом, а также строго следила за строительством Коростелевской восьмилетней школы и была в ней первым директором.
О ней мы вам и расскажем.
Закончив в 1960 году Абрамовскую среднюю школу, Сапонова Ольга никуда не поехала из родной деревни Гордеево. Решила, что «где родился – там и сгодился». Да как уехать из деревни с её чистыми родниками, душистыми черёмуховыми зарослями, в которых она любила мечтать, уединившись от всех, о высоком, о светлом. Директор Абрамовской школы послал Олю на шестимесячные курсы подготовки учителей в Калугу. Ольга Георгиевна закончила курсы, а позднее – пединститут.
Сначала она работала пионервожатой. О, как интересно они тогда жили!
Ездили с концертами по клубам, полям, фермам. Озеленяли территории.
Посадили парк клёнов и берёз у Коростелевской школы. Пели песни в ночи у костра. Ходили в походы. А сколько собрали материала по истории края! Пионеры-тимуровцы помогали во всём престарелым. Собирали макулатуру, металлолом. Ольга Георгиевна была впереди в хороших начинаниях и делах.
Она 9 лет работала завучем, 5 лет – директором Коростелевской школы. Всю себя отдавала работе, старалась сделать жизнь школьников интересной. Перегрузки сказались на здоровье. Стала рядовым учителем. Несколько поправившись, возглавила учебно-производственный комбинат, в котором обучалась молодёжь, не имеющая среднего образования. Работала бесплатно, учила 9 и 10 классы. С 1960 года была учителем. Прекрасно знала свой предмет. Умела увлечь. Уроки проводила нетрадиционно. Часто практиковала сочинение-миниатюру «Делай добро!» В нём школьники оценивали свои поступки, рассказывали, что они сделали хорошего, начиная сочинение фразой: «Человек родился, чтобы творить добро». Ученики доверяли ей самое сокровенное. Писала стихи. Вела кружок поэзии. В школе организовала музей истории края. Была редактором школьной газеты «Наш край», в которой освещались все школьные и колхозные дела. Учащиеся Ольги Георгиевны участвовали в турнирах поэтов и часто побеждали в областных и районных конференциях. Она была членом Боровского клуба «Жар-птица», в котором собирались творческие люди. В местных газетах «Боровские известия» (ранее – «За коммунизм») и «Страдаловка» можно найти её статьи, зарисовки, очерки, стихи, частушки. Она была внештатным корреспондентом. Писала обо всём и всех. Слова подбирала какие-то особенные. Для каждого свои. Вот выдержки из некоторых её произведений.
«Бывает, смотришь на разрумянившиеся щёки этой женщины, тёмные, светящиеся жизненной энергией и задором глаза, и думаешь: трудно прожила свои 35 лет Валентина Петровна. Детдом… Война… Победа… Встреча с сестрой и матерью. Но все неожиданные из ряда вон выходящие повороты жизни нисколько не уменьшили у неё влюблённости в жизнь, во всё живое…»
«Походка у него быстрая, стремительная. Сам высокий, одет вполне современно. Всегда в заботах. Спешит. Понимает, что жизнь коротка, а сделать надо успеть много…»
«Жизнерадостная, чистая, мечтательная. Этим деревьям, что растут возле дома, она доверила самые сокровенные, первые девичьи чувства. Они всё знают. А эти дороги… Сколько она прошла по ним, проехала на велосипеде, промчалась на лыжах!..»
«Энергичный, немногословный, ладно скроенный, он подкупает какой-то надёжностью и добротой, излучаемой внимательными голубыми глазами. Он нагибается на свежевспаханном поле, захватывает горсть земли и о чём-то сосредоточенно думает, глядя на тёплые комочки на ладони. Может, вслушивается в ровную, слаженную песню тракторов, несущих весеннюю трудовую вахту…»
«Глаза у неё добрые, слегка усталые. Свою усталость она скрывает от окружающих, а вот доброту… Этого ей не удаётся скрыть, если даже и очень хочет, потому что взращена она на щедрой, заботливой и отзывчивой деревенской почве, которая и наградила её всеми хорошими качествами труженицы, матери…»
«Его большие синие глаза сейчас не были синими. Стальное свечение, обозначавшее гнев, в мгновение стёрло добрые и мягкие оттенки «зеркала души»…»
«Крутые берега Лужи, усеянные летом коврами всевозможных цветов и оттенков, с дурманящими ароматами дикой клубники, растущей всюду на многочисленных холмах. А зимой с этих холмов – катание на лыжах, санках, леднях или просто стареньких портфелях…»
«Снегу навалило как никогда!
Снежинки огромные, тяжёлые, пушистые, мягкие. Мой внук протянул руки в варежках навстречу этому белому хороводу, и вот уже сугроб образовался на варежках. Хорошо! Как в сказке! Немного скучно одной. Но в душе от этого снега, от покоя, от нетронутости сугробов такое умиротворение, ощушение патриархальности, чистоты, русскости…»
Из множества статей Ольги Георгиевны видно, что уж очень сильно тревожила её Великая Отечественная война. Да как же не тревожиться, ведь родной отец погиб на войне, не дожил до Победы 2 месяца. Послевоенные картины рисовались такими: « Вот направляется к деревне Ищеино усталый, опалённый войной солдат. Смотрят на него, приставив ладони к глазам, с надеждой и болью вдовы, солдатские матери и деревенские оборванные ребятишки: уж не отец ли это? Не сын ли? А может внук нашёлся без вести пропавший? Куда свернёт солдат?»
Отцу посвятила стихотворные строки:
« Мой отец был солдатом.
Он в цветущие травы упал
И погиб в сорок пятом.
Выли ветры, огонь и металл…»
« Бьётся ли пульс планеты,
Дремлет ли тишина.
Меня преследует эта,
Ушедшая вдаль война.
Памятник встречу ль в поле,
Стихи ль начну писать.
Как это всё же больно
В жизни «отец» не сказать».
Когда сын Владимир служил в Советской Армии, ему был посвящён цикл стихов, тревожащих сердце матери.
«Если б знали вы,
Как трудно провожать
Сынов в солдаты,
Писем ждать
Из дали нудной,
Вздрагивать от «аты-баты»…»
«Шепчу я ветру: «Раздобрись
И волосы ему погладь!»
Сын, обязательно вернись!
Я подожду, хоть трудно ждать…»
Внук Владимир служил в Российской Армии. Для него написаны такие строки.
«А в Екатеринбурге падал снег.
Солдаты расчищали мостовые,
А время мчалось, ускоряя бег,
И обо мне тревожились родные.
А я шагал в солдатских сапогах.
Был запевалой, писарем, дневальным.
А ночью, отгоняя шум в висках
Был в карауле на заставе дальней…»
Ещё в самом начале творческой деятельности газета «За коммунизм» писала: «Как всегда активно помогает нам делать газету интересной и разнообразной опытный рабселькор Суханова Ольга Георгиевна».
«Многие читатели нашей газеты тепло отзываются о материалах О.Г.Сухановой – очень живые, выразительные зарисовки о людях труда – колхозном шофёре и доярке, трактористе и овцеводе, учительнице и медработнике. Знают её и как поэта. Стихи небольшие по объёму, динамичные, оставляют ощущение соприкосновения с чем-то очень откровенным. А в колхозе её знают как учительницу. В школе она работает увлечённо и старательно, стремится передать ребятам своё умение видеть прекрасное и необыкновенное в самой обыденной жизни».
В честь 50-летия Советской власти «За коммунизм» объявила конкурс на лучшее произведение на тему «Идёт от Победы к Победе советской страны человек. Ольга Георгиевна получила премию за цикл стихов о молодёжи.
Заместитель директора по учебной работе Кондровского педагогического колледжа, Заслуженный учитель России Ларин Валерий Корнеевич с теплотой отзывался об Ольге Георгиевне: «Хочу Вас поблагодарить за то, что воспитываете в своих детях и внуках (две дочери: Елена и Людмила, внук Владимир закончили названное учебное учреждение) порядочность и привязанность к родному Отечеству! У Вас есть продолжение, а значит продолжаетесь Вы…»
29 июня 2008 года после продолжительной болезни перестало биться сердце Сухановой Ольги Георгиевны. Она умерла, но оставила свой след в жизни многих: своих детей, внуков, учеников, их родителей, односельчан. Умерла и не дождалась из Армии внука Владимира. Последние 3 дня ей грезилось, что открывается дверь и входит в солдатской форме её Володька, которого она ласково называла «Сикорёнок». Не дождалась и рождения внука Максима и правнука Ярослава.
После смерти вышла в свет книжечка «Гордеевские родники» с её стихами. Об этом сборнике писала бывший корреспондент газеты «Боровские известия» Терновая Екатерина Ивановна. «Главные темы издания – опалённое войной детство, учительские раздумья, материнские тревоги, красота родных просторов. У автора было чувство прекрасного, которое с годами и образованием росло, выливалось в лиричные, душевные строки…»
Ольга Георгиевна Суханова – это человек, на которого нужно равняться, стараться быть похожим на неё. Жить честно, по совести. Она считала, чтобы понять человека и научить его ступать по земле, надо самому прежде осилить нелёгкую тропу в буранных жизненных круговертях. И она осилила, прожила трудную жизнь, но прожила светло и всегда творила добро и добро добром отозвалось. Недаром после смерти, в день Учителя, в Боровском Доме Культуры в 2008 году первые слова были в память об Ольге Георгиевне и прозвучали её стихи о важности учительской профессии.
У меня профессия – грамоте учить.
У меня профессия – счастье всем дарить.
Улыбаться радостно загрустившим вдруг,
Находить решение, коль замкнулся круг.
У меня профессия – тайны открывать
Перед взором искренним маленьких ребят.
Я иду по улице: всё вокруг цветёт.
Даже птицы шепчутся: «Человек идёт!»
У меня профессия – грамоте учить.
У меня профессия – человеком быть!
А ещё советчиком, матерью порой.
Яркая профессия. Нет такой другой.